24.08.2017
 

Восточноафриканская ИЭО
11.01.2011 04:29

Территория: север Мозамбика, Малави, Коморские острова, северо-восток и восток Замбии, Танзания, Уганда, Руанда, Бурунди, восток и северо-восток Демократической Республики Конго, большая часть Кении, Судан, запад Эфиопии.

Делится на две подобласти:

  • Прибрежную — побережье Индийского океана от Сомали до восточного Мозамбика
  • Межозёрную (Межозерье) — Руанда, Бурунди, ДРК, запад и юг Уганды, северо-запад Танзании.

Основную часть Восточноафриканской ИЭО населяют бантуязычные народы (кикуйю, акамба, меру, лухья, джагга, бемба, ньямвези, сукума, шамбала, зарамо, гого, хехе, бена, кинга, фипа, яо, малави, макуа, маконде, нгони и др.) и практически все нилоты, а также говорящие на нило-сахарских языках берта, кома, гумуз, кунама, кульяк, тумтум, кадугли и кронго. Кушитоязычные эфиопоиды ираку, горова, бурунги и капоиды дахало вместе с двумя другими представителями капоидной расы сандаве и хадза — остатки древнего субстратного населения, вытесненного носителями языков банту на север и юг в начале 1-го тысячелетия н. э. Межозерье населяют бантуязычные руанда, рунди, ганда, сога, ньоро, ньянколе, торо и др., а также пигмеи (тва), Прибрежную подобласть — суахили, суахилиязычные коморцы и миджикенда.

Основное занятия в Восточноафриканской ИЭО — ручное подсечно-огневое земледелие (бантуязычные народы), или отгонное скотоводство (нилотские народы). Распространена система возрастных классов.


Форт Занзибар

Самобытная культура восточноафриканского побережья и близлежащих островов сформировалась в результате контактов носителей мусульманской культуры — выходцев из Азии (Аравия, Оман, Персия, Индия) с бантуязычными аборигенами. Возникшая в VII-X веке на основе посреднической трансокеанской торговли с Ближним Востоком суахилийская цивилизация достигла наивысшего расцвета в XIV веке Суахилийцы занимались ловлей рыбы и морских животных, добычей жемчуга и связанного с этим мореходством и судостроением. Они обладали значительными познаниями в астрономии и навигации, освоили строительство домов из камня и коралловых плит. Караванная торговля с внутренними районами Восточной Африки способствовала распространению ислама и суахили, который стал основным языком-посредником в межэтнических контактах местного населения, а в настоящее время — это государственный язык Танзании, официальный язык Кении, Уганды, Конго (Киншаса), Мозамбика, а также рабочий язык ООН.

Пастухи Бурунди

Межозерье — один из очагов самобытной африканской государственности, сформировавшийся в условиях практически полной изоляции и не испытывавший до середины XIX века никаких воздействий со стороны развитых цивилизаций. Большинство этнополитических общностей Межозерья состояло из трёх эндогамных общностей, говоривших на одном языке, но отличавшихся друг от друга антропологическим обликом и преимущественно сферой деятельности, причём каждая из них имела разный социальный статус. Самый высокий статус имели тутси (в Руанде и Бурунди), или бахима (у этносов южной Уганды) — скотоводческая аристократия, владевшая большими стадами и лучшими землями и имевшая более или менее выраженный эфиопоидный внешний облик, а также очень высокий рост: это самые высокорослые и самые худые люди на земле. На следующей ступени стояли земледельцы хуту — типичные негроиды, находившиеся в зависимости от батутси и арендовавшие у них скот и землю. Самую низкую ступень этой иерархии занимали пигмеи тва, охотники, гончары, а также слуги (как у тутси, так и у хуту). Эта этнокастовая система возникла в XV веке, когда бантуязычные негроиды (предки хуту) подверглись нашествию скотоводов — нилотов или кушитов, а может быть, и тех и других. Переняв язык и культуру земледельцев-банту, они сохранили ряд связанных со скотоводством черт культуры, общих со скотоводами Африканского Рога. Наиболее чётко эта система действовала в Руанде, Бурунди и Нкоре, где священные цари мвами всегда были из тутси, а правящая верхушка состояла исключительно из скотоводческой аристократии.

Преобладание в экономике Межозерья многолетней и высокоурожайной культуры банана, не требовавшей большого объёма работ по расчистке земель, содействовало сравнительно лёгкому получению избыточного продукта и оседлости населения, а также сводило к минимуму участие мужчин в земледельческих работах. Поэтому земледелие стало чисто женским занятием, а мужчины занимались охотой, рыболовством и ремеслом, но прежде всего — войной и посреднической торговлей.

 

Случайная статья:

Водопад Виктория.
Чтобы познакомиться со всеми интересными местами южной Африки, нужна, конечно, не одна неделя. Поэтому нам пришлось осуществить жесткий отбор мест, привлекающих наше внимание. Одним из природных объектов, где мы решили побывать обязательно, стало одно из величайших природных чудес света - водопад Виктория. Ближайший к водопаду аэропорт расположен в Ливингстоне, куда мы отправились из Йоханнесбурга на самолете. Нас приветливо встретили в уютном отеле, и первым объектом нашего посещения стала река Замбези. Очень интересна прогулка на пароме по этой реке на закате солнца. Это самое лучшее время для наблюдения за слонами, буйволами, жирафами, зебрами и антилопами, которые в это время направляются к реке на водопой. Вдоль обоих берегов реки раскинулась территория Национального парка "Водопад Виктория". Это один из старейших в Африке заповедник. Знаменит он огромным количеством крокодилов и бегемотов, которые, как только спадает жара, начинают выползать из воды на водяные отмели, "позируя" пассажирам медленно плывущего парома. Водопад Виктория на реке Замбези находится на границе между Замбией и Зимбабве. Здесь река низвергается тремя водопадами с высоты 128 метров. Туземцы называют его "Мазе-Ля-Тунья" что означает "Дым, который гремит". Действительно, водяные брызги, поднимающиеся над водопадом, образуют облако, издали похожее на дым. Этот самый полноводный водопад мира своим именем обязан Дэвиду Ливингстону, первому европейцу, который увидел водопад в 1855 г. Впервые он услышал о водопаде еще за четыре года до этого, когда вместе с Уильямом Коттоном Освеллом достиг берегов реки Замбези в 130 км к западу. Затем в 1853-1856 годах Ливингстон первым из европейцев пересек Африку. Будучи миссионером, он надеялся открыть сердце Африки для христианских проповедников. Удивительно, но исследователь совсем не был счастлив тем, что открыл такой великолепный водопад, хоть позднее и писал, что тот дарил "виды столь прекрасные, что они должны были радовать ангелов в полете". Для Дэвида Ливингстона водопад, представляющий собой, в прямом смысле, стену воды длиной около 1675 м. и высотой 107 м, был, собственно говоря, препятствием на пути христианских миссионеров. Несмотря на досаду, вызванную открытием водопада, Ливингстон все же признал, что его величие достойно лишь имени британской королевы Виктории.