18.10.2017
 

Река Нил
08.11.2010 00:07

Самая длинная в мире река, которая протекает более 6 400 км от истоков, расположенных глубоко в сердце Африки, и впадает в Средиземное море.

В великих озерах Африки зарождается самая длинная в мире река. Она прокладывает свой путь через тысячи километров пустынь и болот, то неторопливо извиваясь, то ускоряясь на быстринах и порогах. У Хартума сливаются два Нила: Голубой Нил, текущий с востока, и Белый Нил с юга.

Голубой Нил вытекает из озера Тана на Эфиопском нагорье (приблизительно 1 800 м над уровнем моря). Оттуда река течет на юго-восток, через величественный водопад Тиссисат, а потом огромной дугой, чья длина превышает 644 км, прорезает Эфиопское нагорье, прежде чем спустится на жаркие равнины Южного Судана, находящиеся примерно на 1 372 м ниже ее истоков. По пути река прорубает через самую середину плато огромное ущелье, достигающее местами в глубину более 1,6 км, а в ширину 24 км. И хотя сложности, связанные с переходом через пустыню и преодолением непокорного ущелья, препятствовали точному нанесению на карты Голубого Нила вплоть до экспедиций полковника Р.Е.Чизмена в двадцатых и тридцатых годах, европейцы бывали у его истоков за сотни лет до этого. Первооткрывателем стал Педро Паэс, португальский монах, добравшийся до водопада Тиссисат в 1618 году, но более известен шотландец Джеймс Брюс "Абиссинский", дошедший до водопада в 1770 году.

В противоположность быстрому течению Голубого Нила, течение Белого Нила между Джубой в Южном Судане и Хартумом существенно медленнее, оно едва заметно, главным образом потому, что за 1 609 км пути он спускается не более чем на 73м. В Сёдде, области обширных сезонных болот, река превращается в сеть постоянно меняющихся проток, задыхающихся в вязкой растительной массе. Со времен римского императора Нерона, снарядившего экспедицию по Нилу, и до 1899 года, когда, наконец, там проложили постоянный фарватер, Сёдд был практически непреодолимой преградой для всех, кто пытался подняться вверх по реке. К середине XIX века открытие истоков Белого Нила было признано величайшей географической задачей в мире. В 1858 году Джон Хэннинг Спик, участник экспедиции Р.Ф.Бартона, отправился в свое самостоятельное путешествие и первым из европейцев достиг озера Виктория в Центральной Африке, которое он немедленно объявил истоками Белого Нила.

Последовала грандиозная дискуссия среди географов о том, кто прав - Спик или Бартон, утверждавший, что источником Нила является озеро Танганьика. Ряд исследователей, включая знаменитого шотландского врача-миссионера Дэвида Ливингстона, пытались разрешить этот вопрос. Окончательное решение не было достигнуто до тех пор, пока Генри Мортон Стоили во время своего блистательного перехода через Африку не исследовал озеро Виктория и не доказал, что в него не впадает ни одной большой реки, которая могла бы быть Нилом, и что у озера есть единственный выход - водопад Рипон, с которого и начинается собственно Белый Нил. Одновременно он доказал, что река в северной оконечности озера Танганьика на самом деле впадает в озеро, а не вытекает из него. Спик, который, по правде говоря, просто угадал, оказался прав.

В северном конце реки дельта Нила является одним из самых плодородных мест на земле и за тысячелетия нисколько не утратила своего значения для экономики всего Египта. Строительство Асуанской плотины в 965 км от Каира создало угрозу для земель дельты, прекратив поступление ценного ила с верховьев. С другой стороны, контроль за поступлением воды создал условия для круглогодичного орошения, и теперь в некоторых областях можно снимать даже три урожая в год.

Местность вокруг города Асуан изменилась под воздействием человека, создавшего многочисленные карьеры и знаменитую плотину, перекрывающую течение реки.

До многих городов, расположенных вдоль Нила, добраться легко. Крупные авиалинии проходят через Каир и Хартум, а также через Аддис-Абебу, Александрию и Камналу, находящихся вблизи реки. Но, хотя плавать по Нилу к северу от Хартума, особенно от Асуанской плотины до Каира, сравнительно несложно, непрекращающиеся волнения в Южном Судане делают путешествия в этот район рискованными.
Нильский крокодил

Древние египтяне поклонялись нильскому крокодилу. Бог Себек изображался с головой крокодила: крокодилов держали в храмах и украшали золотыми браслетами: и даже город - Крокодилонолис - был назван в их честь. Археологи обнаружили около него тысячи могил крокодилов, похороненных с великими почестями, часто вместе с дорогими украшениями. Берега египетского Нила не кишат больше крокодилами, и за исключением таких мест, как озеро Рудольф в Северной Кении, где небольшие популяции находятся под охраной и за ними ведется наблюдение, это великолепное животное стало редкостью в Африке.

 

Случайная статья:

Выполнение судоремонтных работ
В 2017 году на территории Калининградской области было образовано ООО «Альфа-Континент», основной целью которого является выполнение судоремонтных работ специалистами компании по заказам судоремонтных предприятий. В зависимости от категории ремонта и типа судов, а также от устройства и оборудования цехов судоремонтные предприятия делятся на судоремонтные заводы, судоремонтные мастерские и ремонтно-эксплуатационные базы. Каждое судоремонтное предприятие представляет собой совокупность промышленных сооружений, технологического и другого оборудования. Оно должно иметь соответствующую территорию, акваторию для размещения судов, соответствующие цехи, судоподъемные сооружения, энергетическое, складское, транспортное хозяйство. На территории предприятия обычно располагаются все промышленные сооружения. Территория должна иметь достаточную причальную линию для расстановки судов. Цехи судоремонтного предприятия в зависимости от вида выполняемых работ разделяются на производственные (основные), заготовительные, вспомогательные и обслуживающие. К группе производственных цехов могут относиться: механический, слесарно-монтажный, корпусно-котельный, деревообрабатывающий, электроремонтный, трубомедницкий, судоподъемный, малярно-такелажный. Следует иметь в виду, что корпусный, котельный и некоторые другие цехи могут быть самостоятельными цехами в группе основных. В группу заготовительных цехов входят литейный, кузнечный и лесопильный. К группе вспомогательных цехов относятся инструментальный, ремонтный и электроремонтный. Группа обслуживающих цехов включает транспортный и энергетический цехи. Производственные цехи выполняют работы непосредственно по ремонту судов, обрабатывают заготовки, которые поступают из заготовительных цехов. Детали механизмов, а при необходимости и новые изделия изготовляют в механическом цехе. Слесарные работы по пригонке, сборке, опрессовке и регулировке деталей, узлов или механизмов производят в слесарно-монтажном цехе (на ряде предприятий он объединен с механическим). Работы по ремонту корпусов судов и парогенераторов выполняет корпусно-котельный цех. Ремонт и изготовление деревянных частей корпуса и надстроек, мебели и оборудования выполняет деревообделочный цех; иногда в его состав входит участок по изготовлению моделей для отливки в литейном цехе. В деревообделочном цехе может также быть малярный участок, если он не является самостоятельным цехом. Ремонт судового электро-и радиооборудования выполняется в электроремонтном цехе, либо для выполнения этих работ привлекается специализированное электроремонтное или электромонтажное предприятие. В трубомедницком цехе ремонтируют и изготовляют трубопроводы. Иногда, когда нет отдельного цеха, в трубомедницком цехе ремонтируют теплообменные аппараты. Подъем судов выполняет судоподъемный (доковый) цех. Литейный цех обеспечивает изготовление литья. Кузнечный цех занимается изготовлением поковок. Лесопильный цех производит распиловку и сушку леса. Вспомогательные цехи обеспечивают нормальную производственную деятельность основных и заготовительных цехов. Так, ремонтный цех производит ремонт технологического оборудования (станков) судоремонтного предприятия, инструментальный цех обеспечивает инструментом производственные участки цехов. Транспортный цех обеспечивает все транспортные операции, связанные с производственной деятельностью завода; в его ведении находятся внутризаводские рельсовые и безрельсовые транспортные средства и плавсредства. Служба главного энергетика обеспечивает предприятие всеми видами энергии. Электроэнергией предприятие снабжается через трансформаторные подстанции, водой — от городского водопровода, паром — от котельной предприятия; имеется также компрессорная станция для получения сжатого воздуха. Для подъема судов с целью их осмотра, ремонта и окраски подводной части корпуса используют судоподъемные сооружения. К ним относятся сухие и плавучие доки, эллинги и слипы. Работающие на предприятии руководствуются правилами внутреннего распорядка, регламентирующими производственную деятельность работающих и их поведение на предприятии. Особенности проведения судоремонтных работ Многие виды работ, возможно выполнить лишь после подъема судна или поставке его в сухой док. Сухой док – дорогостоящее сооружение, для строительства которого нужны немалые капитальные затраты, сухими доками оборудуются морские судоремонтные предприятия, речные же оснащаются судоподъемным оборудованием – слипами. Процесс подъема судна с целью осмотра и ремонта его подводной части называют докованием. Стоимость докования высока, порой превышает стоимость ремонта. Поэтому некоторые виды работ в настоящее время выполняют без докования с помощью специального оборудования. Часто возникает ситуация, когда судно перестает соответствовать предъявляемым требованиям, или же появляется необходимость придать ему некоторые дополнительные свойства, функции, изменить дедвейт, расширить область деятельности и т.п. Опасности и меры предосторожности Судостроение и судоремонт является одной из наиболее опасных отраслей промышленности. Работа должна выполняться в условиях различных ситуаций повышенной опасности, таких как ограниченные пространства и значительная высота. Множество типов ручной работы выполняется с применение тяжелого оборудования и материалов. Так как работа является взаимосвязанной, результаты одного процесса могут подвергать опасности персонал, задействованный на выполнение другого процесса. Кроме того, значительная часть работы выполняется вне помещения, и погодные воздействия могут вызывать или усугублять опасные ситуации. К тому же, ряд химикатов, красок, растворителей и покрытий может вызывать значительный риск для работников. Несмотря на то, что судостроение и судоремонт, являются довольно опасной промышленностью, риск для персонала относительно таких опасностей можно свести к минимуму. Основой для сокращения опасных ситуаций является хорошо спланированная программа по охране труда, которая достигается хорошим партнерством между руководством и профессиональными союзами или работниками. ООО «Альфа-Континент» сохраняет лучшие традиции отечественного судоремонта, обеспечивая максимально эффективное и качественное проведение ремонта судов с наиболее полным удовлетворением потребностей заказчиков.